Покупка лекарств, впоследствии бесплатно переданных другой организации, не является «нецелевой» тратой средств ОМС

Покупка лекарств, впоследствии бесплатно переданных другой организации, не является "нецелевой" тратой средств ОМС
pressmaster / Depositphotos.com

Если онкодиспансер бесплатно передал лекарства с истекающим сроком годности другому онкодиспансеру, то ТФОМС не вправе требовать восстановления средств ОМС, за счет которых были приобретены эти лекарства: действия по неиспользованию препаратов с истекающим сроком годности не могут быть признаны нецелевым использованием средств ОМС.

Правовая позиция, поддержанная Верховным Судом Российской Федерации, сформулирована по делу о взыскании «нецелевых» средств ОМС.

Терфонд, в частности, указывал, что «его» онкодиспансер (ответчик по иску) безвозмездно передал онкодиспансеру другого субъекта РФ лекарств на сумму более полутора миллиона рублей – доксорубицин и фторурацил. Лекарственные препараты были приобретены диспансером за счет средств ОМС и переданы согласно договору благотворительного пожертвования. А такое «разбазаривание» средств ОМС Терпрограммой не предусмотрено – она определяет на территории субъекта РФ способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам, структуру тарифа на оплату медпомощи, содержит реестр медорганизаций, участвующих в реализации терпрограммы ОМС. Таким образом, в тариф ОМС за оказанную медпомощь на территории региона включаются расходы на приобретение только тех лекарств, которые будут использованы самой медорганизацией. Приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для оказания медицинской помощи в других регионах РФ территориальной программой не разрешается.

 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Онкодиспансер же, в свою защиту, привел всего два довода:

срок годности переданных препаратов близился к концу, благотворительная передача лекарств была санкционирована региональным депздравом.

Суд первой инстанции согласился с ТФОМС, однако все остальные инстанции рассуждали иначе:

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», так же как и отраслевое законодательство, не содержит понятия и расшифровки термина «нецелевое расходование денежных средств». Поэтому суд применяет аналогичные положения бюджетного законодательства, касающиеся расходования бюджетных средств, а также ответственности за нарушения порядка их расходования; согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств; согласно п. 2 ст. 19 Закона об основах ОСС денежные средства бюджетов фондов конкретных видов ОСС подлежат расходованию на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах ОСС; основной целью использования медорганизациями средств ОМС является оказания застрахованному лицу медпомощи при наступлении страхового случая в рамках терпрограммы, для чего требуется наличие необходимых лекарственных средств; таким образом, приобретение лекарственных средств за счет средств обязательного медицинского страхования является целевым использованием денежных средств; запрет на передачу лекарственных средств терпрограммой ОМС не установлен; согласия на передачу лекарственных средств в рамках терпрограммы ОМС не предусмотрено; передача лекарственных средств осуществлена с целью эффективного использования лекарственных средств, срок годности которых ограничен и истекает; при этом утилизация лекарственных средств в результате истечения срока их годности не являлась бы основанием для вывода о нецелевом использовании денежных средств ОМС; в таких условиях действия онкодиспансера по эффективному использованию лекарственных средств с истекающим сроком годности не могут быть признаны нецелевым использованием средств; кроме того, законодательство в сфере ОМС не предусматривают ответственности за неэффективное использование денежных средств, результатом чего послужило приобретение лекарственных средств, количество которых превышает необходимое.

Верховный Суд РФ поддержал указанную правовую позицию и отказал ТФОМСу в пересмотре дела.

Позиция уже применена в другом деле (№ А83-13970/2019) – в схожих обстоятельствах суд, сославшись на комментируемое «отказное» определение ВС РФ, признал незаконным решение ТФОМС о возврате «нецелевых» средств ОМС. Дополнительно суд указал, что доказательств изначального приобретения лекарственных средств без учета срока годности не представлено (Определение Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. № 310-ЭС20-14519).

Источник: garant.ru

Добавить комментарий

*

19 − девять =